smolsytour@mail.ru Организуем путешествия, активный отдых и экскурсии на Смоленщине
«Из варяг в греки» по духовщинским рекам…
В очередной раз в продолжение исследовательского проекта «Путь «из варяг в греки» глазами учителя географии» 19 апреля 2018 года группа сотрудников СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта» (Авдеева Е.В., методист, Свиридова Ю.А., педагог-организатор, Ширковцов Е.И., педагог-организатор) совершила поездку в старинный город Духовщину. Ее целью по-прежнему явилось изучение доступных исторических документов и археологических артефактов, подтверждающих (опровергающих) версию формирования Древнерусского государства в IX веке вдоль водного пути «из варяг в греки», условий судоходства и волоков на торговом пути по рекам бассейна Западной Двины и Днепра и их притокам на основе музейных фондов.
В ходе рабочей беседы с директором Духовщинского историко-художественного музея Березкиным В.И., который ссылался на исследования Е.А. Шмидта, была озвучена информация о том, что еще до образования Древнерусского государства на территории современного Духовщинского района существовали связи между Поднепровьем и Прибалтикой. В это время создавалась система укрепленных пунктов, а также определялись отдельные структуры обслуживания и охраны торговых путей.
Именно здесь сходились верховья рек, которые были связаны с бассейнами крупнейших восточно-европейских водных артерий: Волги с Окой, Днепра и Двины с дальнейшим выходом в Балтийское, Черное и Каспийское моря.Несомненно, в условиях лесной зоны водные пути или пути вдоль них (других дорог было очень мало) играли существенную роль и использовались круглогодично.
Ссылаясь на исследования Л.В. Алексеева (Смоленская земля в IX-XIII вв. М., 1980), заведующая отделом истории и искусства музея Бабкова Н.А. рассказала о том, что роль «торговых путей» выполняла развитая речная сеть,анализ которой позволил предположить существование 2-х важных отрезков пути «из варяг в греки».
Первый: широтный, из Гобзы на Вотрю, Вопь, Днепр, Угру, Оку, Волгу, в Каспийское (Хвалынское) море.
Второй: меридиональный, из Гобзы (через притоки Булыга, Песочня, Дряжна) с переходом на Хмость (или Царевич), в Днепр, Черное море.
И то, что эти варианты путей реально действовали, доказывает недавняя находка арабских дирхемов в д. Тяполово Духовщинского района. Подтверждают это и данные гидронимии – названия рек Дряжна(я), Мыза, Булыга, Гобза, а также название деревни Буризи (впервые от Буряги – Byringe; из швед. Baуr «волок») Источник: Овчарев В., Буряги в свете топонимики. – М., 2012.
Деревня Буризи практически расположена у истока р. Гобзы, впадающей в Касплю, один из притоков Западной Двины (от древнерусского гобзь - богатый, обильный. Гобзовать – богатеть). С Гобзы когда-то был переброшен волок на р. Царевич (приток Вопи, приток Днепра). Ниже по течению на р. Гобза стоял город Вержавск (сейчас - деревня Городище), одно время соперничавший с самим Смоленском. Через Вержавск по Гобзе проходил Вержинский путь - важный отрезок на маршруте из Новгорода в Киев. Его наличие засвидетельствовано источником XV-XVII вв. Источник: Шмидт Е.А. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных). – Смоленск, 2012. – с. 114-118.
Кроме того, существование разных вариантов пути подтверждают многочисленные памятники: древние курганы одиночные и групповые, селища, городища. Такие как дд. Введенье, Ефремово, Калошино, Загоскино, Тяполово, Б.Чайцы (Чаицы) Духовщинского района и другие.
В качестве археологических свидетельств функционирования этих путей в музее представлена группа артефактов, найденных на месте городища «Замок» у бывшей дер. Кулагино (железные наконечники и стрелы), а также обнаруженных в одном из курганов IX-X вв. близ дер. Елисеевичи (металлический топорик, бронзовая застежка (фибула), кресало (часть огнива), глиняная посуда). Представлена медная посуда, найденная у дер. Тахаево (возраст точно не определен).
В конце беседы заведующая отделом туризма и экскурсионного обслуживания Духовщинского историко-художественного музея Панова Н.А. поделилась мнением о том, что путь «из варяг в греки» имел важное значение как для Духовщинского района, так и для Смоленской земли в целом. На его пути возникали населенные пункты, жители которых (по Е.А. Шмидту) обслуживали проезжающих купцов: переправляя суда и товары через волок, представляя «тягло» и гарантируя безопасность; возможно, участвовали в ремонте судов, снабжали проезжающих продуктами и материалами. Это давало возможность приобщиться к достижениям других племен и народов.