smolsytour@mail.ru Организуем путешествия, активный отдых и экскурсии на Смоленщине
Лагерь "Робинзон" - средство комплексного воздействия на ребенка
Профильный спортивно-туристский лагерь «Робинзон» палаточного типа (далее – лагерь «Робинзон») является программным мероприятием, финансируемым за счет средств областного бюджета в рамках областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области на 2014-2020 годы». Лагерь «Робинзон» проводится ежегодно с 1994 года в разных районах Смоленской области в формате полевого палаточного спортивно-туристского образовательного лагеря.
Обычная жизнь – это замкнутое пространство комнаты, школы, машины, а компьютер как окно в мир… И вдруг – ты живешь в лесу, сам добываешь огонь, переплываешь огромные озера. Это не фантастика, это обыкновенный отдых в палаточном лагере. Многие ребята впервые в жизни чувствуют такой аппетит, что кусок хлеба становится лучшим лакомством. После нескольких часов гребли все падают как подкошенные и спят молодецким сном до следующего утра.
У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» – ум, душа и тело растущего человека. Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневной экспедиции – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Совершенно естественно, что педагогика в первую очередь использует информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения. Занятия туризмом и краеведением формируют и духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальто-бетонной ниве. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. В палаточных лагерях и на туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.
Воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений педагога и обучающегося, в становлении педагогики сотрудничества.
Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей … стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.
Туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся, в нем трудовое воспитание сливается с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика туристской деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них. Туризм позволяет подростку на практике узнать о профессиях, связанных с трудностями полевой и неустроенной жизни, – геология, археология, топография и геодезия, воинская и спасательная служба.
В современном мире проблема воспитания патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, то есть закладывает основы патриотизма. Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.
Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, то есть при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен.
Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Для туристско-краеведческой деятельности характерен такой метод косвенного воздействия (опосредованное воспитание), когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. При этом воспитание юных туристов происходит на живых конкретных делах, а не на отвлеченных беседах.
Таким образом, в палаточном лагере одновременно решаются следующие важнейшие педагогические задачи:
- комплексное воздействие на ребенка: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация;
- совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.